Башкирская свадьба сценарий на башкирском языке

Башкирская свадьба: традиции.

В Башкирии решение о женитьбе детей традиционно принимали родители, причем бывали случаи, когда молодые до дня свадьбы даже не виделись. Обряд бракосочетания обычно проходил дома. С этой целью приглашался мулла для официального заключения брака и соответствующей записи об этом в метрической книге. Традиции башкирской свадьбы имеют долгую историю, но, как и сейчас, раньше церемония могла проходить дома или в мечети.

Содержание
  1. Свадебные традиции и обряды Башкирии
  2. Сговор родителей о свадьбе детей
  3. Переговоры о калыме
  4. Посещение дома невесты
  5. Приезд тестя с тещей к отцу жениха
  6. Малая свадьба
  7. Празднество Туй
  8. Отъезд невесты в дом своего мужа
  9. Следующий день после свадьбы
  10. Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу?
  11. Видео: традиционная башкирская свадьба
  12. Сговор о свадьбе
  13. До малой свадьбы
  14. Малая свадьба (бракосочетание)
  15. Отъезд молодоженов
  16. За два дня до малой свадьбы
  17. Посещение отца жениха
  18. Малая башкирская свадьба
  19. Башкирская свадьба
  20. Отъезд новобрачной
  21. После торжества
  22. Одежда новобрачных
  23. Как проходит сватовство и помолвка
  24. Подготовка к свадьбе
  25. Проведение торжества
  26. После свадьбы
  27. Свадебные традиции и обряды Башкирии
  28. Сговор родителей о свадьбе детей
  29. Переговоры о калыме
  30. Посещение дома невесты
  31. Приезд тестя с тещей к отцу жениха
  32. Малая свадьба
  33. Празднество Туй
  34. Отъезд невесты в дом своего мужа
  35. Следующий день после свадьбы
  36. Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу

Свадебные традиции и обряды Башкирии

Планы о будущей свадьбе возникали у родителей, когда их детям было еще по 5 лет. Традиционно у башкир проводился обряд «сыргатуй» — помолвка будущих суженных. Когда приближалось время обручения, семьи начинали тщательную подготовку к торжеству: собирали приданное, шили наряды, готовили дом к приезду гостей. Башкирский свадебный обряд включает несколько этапов:

  • Переговоры и обозначение условий свадьбы (сватовство, сговор).
  • Церемония бракосочетания (никах).
  • Послесвадебные традиции, ритуалы и обычаи.

Сговор родителей о свадьбе детей

Согласно башкирским традициям, отец молодого, посоветовавшись с супругой, спрашивал у будущего жениха, согласен ли тот на брак. Глава семейства определял, кто станет невестой. Причем мать хоть и участвовала в процессе выбора, но лишь косвенно. После определения будущей невестки отец шел к потенциальному тестю договариваться о свадьбе. Как только было получено согласие отца девушки, стартовали переговоры о калыме.

Для подтверждения заключения брачного соглашения обе семьи (невесты и жениха) традиционно пили из одной чаши кумыс или мед. После этого девушка становилась невестой, и родители уже не имели права отдать ее замуж за другого, даже если в будущем выбранный жених становился неподходящей парой (например, при ухудшении финансового состояния). Если же отец принимал решение об отказе от свадебного договора, то по традиции он должен был откупиться, отдав мужчине деньги или скот.

Переговоры о калыме

Величина свадебного башкирского калыма определялась финансовыми возможностями обеих семей. Он традиционно состоял из скота, обуви, одежды и другого добра. Все подарки шли невесте, исключая лошадей. Одну из них отдавали отцу девушки, а вторую закалывали к свадебному обеду. Мать невесты получала в качестве выкупа за дочь лисью шубу. Невзирая на то, что размер калыма для башкирской свадьбы по традиции мог колебаться, предусматривались обязательные подарки, которые должен был преподнести семье будущей супруги жених. К ним относились:

  • Матери – лисья шуба.
  • Отцу – лошадь.
  • Для традиционного свадебного угощения — вторая лошадь (иногда ее заменял баран или корова) и 10-15 рублей на расходы.
  • Ткань для платья невесты и деньги на украшения.

Весь остальной выкуп (если таковой имелся) передавался отцу невесты, который в ответ дарил молодой семье деньги, скот. Нареченная от жениха в довесок ко всему получала «малый калым» в виде платка, скатерти, халата, сапогов и других традиционных вещей. Заключение условий, связанных с размером выкупа, традиционно отмечалось каким-либо скромным угощением.

Посещение дома невесты

За пару дней до первого визита жениха к невесте, когда муллой будет формально заключен брак, отец девушки по башкирской традиции приглашает в свой дом родственников и говорит о приезде сватов. Когда приглашенные согласятся помочь в организации свадьбы, семья молодой зовет гостей со стороны жениха. Отец жениха при первом посещении дома невестки привозит с собой лошадь (которую позже закалывают). Все приехавшие на свадьбу гости останавливались в доме семьи невесты. Их угощали традиционным бишбармаком, после чего начиналось вручение привезенных молодым подарков.

На ночь гости распределялись по домам живущих в этой же деревне родственников семьи невесты. На следующий день свадьбы по традиции резали лошадь. В этом процессе участвовали не только мужчины, но и женщины, которые проверяли: жирное ли мясо. Гости, зная, что их ожидает, надевали простую одежду. Когда приглашенные приходили в условленное место, на них с криком накидывались свахи, и начиналась массовая потасовка, которая была традиционной свадебной забавой башкир.

Приезд тестя с тещей к отцу жениха

Пробыв у сватов пару дней, гости разъезжаются по домам. Позже тесть с тещей отправляются к отцу молодого. Причем к их приему подготавливались специальные комнаты – мужская и женская. Мать девушки, по башкирской традиции, привозила сундук, в котором лежали платок, ситцевые лоскуты, нити и рубаха. После обеда мужчины отправлялись в женскую комнату, где мать невесты предлагала кому-нибудь из присутствующих женщин открыть сундук.

За это согласившаяся женщина получала в подарок платок, а лоскутки ткани сваха продавала мужчинам за символичную плату. Нити преподносились старухам, которые не давали ничего в ответ, но принимали их с молитвами. А рубашку традиционно дарили отцу жениха, взамен он отдавал семье девушки какую-нибудь скотину. После раздачи подарков сваты прощались и уезжали домой.

Малая свадьба

По традиции, башкирский свадебный обряд происходил в доме отца невесты. Здесь собирались старики, которые раньше присутствовали во время сватовства. Приходил мулла и спрашивал отца молодой, согласен ли он на женитьбу. Если ответ был положительным, то мулла читал часть из Корана и вносил брачный договор в метрическую книгу. За это ему традиционно платили 1% от суммы калыма. После этого жених получал законное право в качестве мужа посещать нареченную в доме ее отца.

Празднество Туй

После уплаты свадебного калыма жених со своими родственниками приезжал за женой в дом тестя. Тот заранее готовился к приезду жениха, устраивая традиционный праздник Туй. Однако если глава семейства девушки не был богат, то ограничивался предложением скромного угощения. Башкирский праздник Туй, по традиции, проходил на протяжении 2-3 дней. Богатые родители устраивали борьбу, скачки, игры, общую пышную трапезу.

Отъезд невесты в дом своего мужа

Когда наступало время отъезда молодых, по традиции, сестра молодой и другие родственницы устраивали разные козни и препятствия. Для этого они относили в лес постель девушки и завязывали ее тугими узлами веревкой, концы которой скрывали под корнями деревьев. Саму новобрачную садили на постель, после чего за нее начинали бороться подруги и родственницы жениха. Эта древняя традиция башкирских свадеб, которая часто несла обеим сторонам серьезный ущерб в виде порванной одежды.

Прежде чем уехать, молодая, по традиции, прощалась с родственниками. Она обходила дома всех родных в деревне. Окружали девушку 4 подруги, которые за углы держали над ее головой платок и поднимали плач. Каждой родственнице молодая дарила скатерть, полотенце, нити. Взамен женщины традиционно давали нареченной деньги и другие ценности. После этого подруги надевали на молодую лучший костюм и отводили к телеге, которая должна была отвезти ее к мужу. Причем девушка оказывала активное сопротивление, пока братья и отец не подарят ей что-нибудь.

По башкирской традиции, молодую сопровождала одна родственница, которая «продавала» ее за выкуп отцу молодого. Когда девушка впервые переступала порог дома мужа, она должна была три раза стать на колени перед свекрами, которые после каждого следующего раза поднимали новобрачную. После чего она одаривала родственников мужа подарками, а они в ответ преподносили щедрые дары ей.

Следующий день после свадьбы

Утром, по традиции, новобрачную отправляли с коромыслом и ведрами к колодцу за водой. С собой она брала серебряную монету, привязанную к ниточке. Этот символичный предмет молодая башкирская жена бросала в воду как жертву водяному духу. Дети, которые окружали ее в это время, активно пытались выловить монетку из воды. С этого момента девушка могла без стеснения открывать лицо перед супругом.

Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу?

К башкирской свадьбе готовились очень тщательно. Для новобрачных шилась нарядная одежда, которую после церемонии они могли надевать по торжественным случаям. Традиционный праздник был насыщен яркими цветами, которые в него привносили пестрые женские платья с пышной юбкой, украшенные разноцветными атласными лентами, узорами, полосками и оборками. В некоторых регионах Башкирии свадебные платья по традиции украшались вышивкой тамбурным швом. Сверху на основной наряд надевали халаты и камзолы.

Важным в башкирском свадебном обычае было традиционное переодевание невесты в костюм женщины. Этот ритуал проходил перед исполнением молодой причитаний, после чего ее забирали в дом мужа. Особое значение имел головной убор нареченной. Нередко на свадьбе с девушки снимали ее убор и надевали женский. В Юго-Восточной части Башкирии голову невесты покрывали платком, поверх которого надевался шлемообразный кашмау из серебра и кораллов. В другой местности роль головного убора традиционно исполнял колпачок, вышитый бисером.

Предметы одежды башкир, которые служили подарками, обладали знаковой символикой. Невеста перед свадьбой преподносила своему будущему мужу рубаху, воротник и рукава которой она ранее вышивала. В довесок девушка вручала жениху тюбетейку и тканые штаны. Цвета свадебной одежды много значили, поэтому традиционно использовались яркие оттенки красного, синего или зеленого. Жених на свадьбу подпоясывался кушаком красного цвета, а для башкирской нареченной шился пояс из ярких лоскутков.

Видео: традиционная башкирская свадьба

Традиционно башкирская свадьба и рождение здорового потомства считались делами достойного человека, который заботится не только о своем личном счастье, но и о доле своего народа. Если раньше торжество проходило с размахом и длилось на протяжении нескольких дней (а порой недель), то современная башкирская свадьба проводится намного скромнее, без соблюдения всех традиционных обрядов и с отсутствием щедрого приданного.

Башкирская свадьба. Фото+ Видео сценарий.

В 19 веке и начале 20 у башкир был такой обычай брать себе жен издалека. Нельзя было брать в жены девушку из своего рода или из своей округи. Позже, молодые башкирские женихи стали искать невест поближе: из соседних деревень и даже из своей деревни, но при условии, что невеста будет из другого рода. Браки между родственниками запрещены до четвертого колена. Родственные связи в пятом или шестом поколении уже не считались таковыми и такие браки уже разрешались.

Сговор о свадьбе

У Башкир долгое время существовал древний обычай, когда родители сговаривали своих детей еще с колыбельного возраста. Обычай этот сохранялся до конца 19 века.

Сговорив детей, родители пили напиток под названием бата. Это разбавленный мед или кумыс. Пить его в этом случае полагалось из одной чашки. Так девочка, будучи еще младенцем становилась невестой.

Ее родители уже не могли выдать эту девочку за другого жениха, даже если когда дело подойдет к свадьбе, жених покажется им неподходящим кандидатом на руку и сердце их дочери. Уговор есть уговор.

См. также:  Свадьба без ведущего как провести

Но если отец все же передумал и не желает больше союза между своей дочерью и молодым человеком по сговору в младенчестве, то он должен выкупить ее. Такой откуп мог быть сделан скотиной, деньгами или другими ценными предметами, в величине оговоренного ранее калыма.

В 20 веке сговор новорожденных детей был уже редкостью.

У башкир было принято рано жениться. Для юношей нормальным для женитьбы считался возраст 15-16 лет, а для девушек -13-14 лет.

Право выбора невесты для сына было за отцом, но по согласию жены и сына. Остановив свой выбор на какой-либо девушке, отец молодого человека слал к отцу невесты сватов и вместе с ними отправлялся и сам.

Если отец невесты давал согласие на брак своей дочери и молодого человека, то начинали вести переговоры о калыме. Размер калыма зависел от достатка обоих семей и уровня их благосостояния. Но от территории проживания, калым мог несколько различаться.

Так, зауральские башкиры давали калым лошадьми, крупным рогатым скотом, мелким домашним скотом, несколькими рубахами, занавесками, сапогами, одеждой.

Все это добро отдавалась в конечном итоге девушке- невесте, кроме лошадей. Одну лошадь закалывали на свадебное застолье, а вторая оставалась отцу невесты.

Кроме того, было положено, чтобы жених преподнес матери невесты в подарок лисью шубу.

Существовал некий обусловленный общепринятый размер калыма, ниже которого опускаться было нельзя.

В него входило следующее: баш аты – лошадь для тестя, инэ туны – лисья шуба теще, тартыу аксахы – 10-15 рублей на расходы, туйлык — лошадь (корова или овца) на свадебное застолье, мэхэр – деньги на платье невесты и обеспечение ее всем необходимым.

Но не всегда теща получала в подарок лисью шубу, иногда ее заменял хот хакы – овечья шуба или халат и такой подарок назывался условно «за молоко».

Кроме обязательных подарков, калым отдавался отцу невесты, а он в свою очередь давал приданое. В приданое шли скот, деньги и прочие вещи, чаще в большем размере, чем калым.

Основной калым не отменял малого калыма, который так же получала невеста от жениха. Это были шаль, халат, платок, рубаха, сапоги и сундук.

После того, как стороны договаривались о величине калыма, принято было садиться за стол и скромно отметить это событие. Спустя некоторое непродолжительное время жених и его родители возвращались в дом невесты с подарками.

Юго – восточные башкиры имели традицию собирать подарки для невесты у родственников жениха. Жених давал поручение одному из мальчиков, чтобы он верхом на лошади объехал всех родных и собрал деньги, нитки, платки и т.д.

Все это мальчик связывал на палке и передавал эту палку жениху. Мать жениха тоже принимала участие в сборе подарков для невесты. Она приглашала родственниц и знакомых на чаепитие, а они приходя приносили с собой нитки, отрезы ткани и другие вещи.

До малой свадьбы

За пару дней до ижап-кабул (малой свадьбы), которая являлась первым посещением невесты женихом и в который мулла заключал брачный контракт, отец невесты должен был пригласить к себе около двадцати человек родственников.

Он объявлял родственникам о приезде гостей и просил быть готовыми к приему гостей.

Затем, через посредника приглашал к себе жениха и его родителей, а также приглашал тех самых родственников.

Посредник по обычаю должен был вернуться от отца жениха с лошадью (таулык), которая шла на зарез для свадьбы. В некоторых традициях отец жениха сам приводил лошадь или барана при первом посещении родителей невесты.

На свадьбу со стороны жениха было принято отправлять из числа женщин только его мать или близкую родственницу.

Свадебная процессия состояла из телеги или саней, в которых ехали родители и лошадей, на которых гости ехали верхом.

В юго-восточных областях Башкирии было принято, что жениха и его свиту выезжали встречать юноши из деревни невесты.

По обычаю они старались сорвать шапки с голов гостей и, если это получалось, то они возвращались, размахивая ими в руках. Все в итоге останавливались у дома невесты.

Начиналась угощение гостей. Традиционным угощением башкиров является блюдо бишбармак.

Жених, в свою очередь, начинал раздавать подарки. На ночь гости шли ночевать в дома сватов – родственников по линии невесты.

На следующий день резали лошадь. Обряд с разделкой лошади был как обычай.

Приезд родителей невесты к родителям жениха.

Так, побыв в гостях несколько дней гости возвращались по домам. Спустя какое-то время к родителям жениха приезжали родители невесты, и для них отводились особые комнаты на мужской и женской частях дома. Дом наполнялся гостями к их приезду.

Мать невесты привозила с собой небольшой сундук, поверх которого был платок, а сам сундук был набит тканями, нитками и рубахами.

Нитки из сундука отдавали старухам, которые читали молитву принимая их, рубаху дарили отцу жениха, а он взамен давал корову, кобылу или овцу. Все усаживались за стол и угощались.

Малая свадьба (бракосочетание)

Бракосочетание у башкир не считается религиозным обрядом, а скорее светским ритуалом. Совершали бракосочетание не в мечети, а дома, в доме тестя.

Приглашали стариков, муллу. Мулла должен был спросить отца жениха, желает ли он взять в жены для своего сына такую-то девушку, доску такого-то человека.

Затем, те же вопросы мулла задавал отцу невесты, отдает ли он свою дочь за такого-то жениха.

Если оба отца выражали согласие, то мулла читал изречение из Корана и делал запись в книге метрики о регистрации брака.

Эти посещения начинались после уплаты половины калыма, либо после обмена подарками между родителями молодоженов.

Туй

Как только выплата калыма была совершена полностью, молодой муж отправлялся за женой в дом ее родителей. К его приезду, состоятельные тесть и теща даже могли устроить праздник Туй.

В ином случае это мероприятие ограничивалось просто скромными угощениями в доме родителей невесты в кругу родственников с ее стороны.

Туй длился два-три дня с утра и до позднего вечера. Празднование сопровождалось башкирскими песнями. А если это была богатая башкирская свадьба, традиция предусматривала даже организацию скачек (бэйге) и борьбу (кэрэш).

На скачки и борьбу посмотреть собиралось много званых и не званых гостей. Они так же принимали участие в застолье и общем торжестве.

В этот же день по традиции свахи шли по деревне и заходили в каждый дом. Им должны были давать сахар, кумыс, мясо, чай и другое. Все эти продукты тут же шли на угощение гостям.

Отъезд молодоженов

Когда приходило время для жениха и невесты уезжать в дом жениха, то подруги невесты и родственницы в знак нежелания расставаться начинали чинить препятствия для отъезда.

Например, могли унести постель невесты в лес, обмотать ее вокруг дерева, закрепить веревкой и спрятать концы веревки по глубже в землю.

А могли усадить молодую жену на постель и устроить борьбу между женщинами со стороны жениха и подругами невесты.

Эта борьба порой принимала такой азартный оборот, что доходило до разорванной одежды. Но в конечном итоге верх обязательно и всегда одерживали родственницы со стороны жениха.

Обходя родственниц, молодая жена дарила каждой скатерть, полотенце, ткань, нитки или другие вещи.

Их несла либо старшая сестра невесты, либо подруга. Женщины же в свою очередь одаривали молодую невесту кто скотом, кто деньгами, кто лоскутками тканей.

Девушку переодевали в красивую одежду и сопровождали к телеге, но невесте положено было до последнего сопротивляться, не желая покидать родной дом.

Тогда отец или брат дарили ей какой-то подарок. Подруги провожали телегу, увозящую молодую жену далеко за пределы деревни. Молодой супруг ехал впереди верхом.

Приход в дом мужа

Переступая порог дома мужа, молодая три раза должна была стать на колени перед родителями мужа, а они, в свою очередь, должны были три раза поднять ее.

Затем следовала раздача подарков, невеста одаривала ими родственников мужа, а они одаривали ее.

На следующее утро, по традиции молодую жену вели на реку, вручали ей ведра и коромысло, и она должна была принести в дом воды. В речку же положено было кинуть серебряную монетку.

После этого обряда считалось, что жена уже может не стесняться открывать свое лицо мужу.

Башкирская свадьба — традиции и обычаи.

Башкирская свадьба в классическом представлении − это целый комплекс обрядов и традиций, которые неукоснительно соблюдались предками. Сегодня свадебные обычаи немного видоизменились, а некоторые вовсе забылись. Но несмотря на это, свадьба в Башкортостане − событие особенное, к подготовке и проведению которого подходят со всей ответственностью.

В старину решение о свадьбе по праву принадлежало родителям молодых людей. В знак того, что договор состоялся, родители парня и девушки, которых сватали между собой, пили из одной кумыс из одного сосуда. С этой самой минуты девушка считалась невестой, ее уже нельзя было выдать замуж за кого-то другого. Если же все таки через какое-то время отец девушки меняет свое решение, он в обязательном порядке должен был отдать выкуп: домашний скот или же деньги. Так продолжалось вплоть до ХХ века, после же сговор постепенно начал сходить на нет.

Женились в то время очень рано. В среднем брачный возраст юноши был равен 15-16 лет, девушки − 13-14 лет. Как только отец решал, что сына пора женить, он спрашивал совета у своей жены. Не забывал он узнать мнения и у сына. Невесту для своего чада обычно выбирал отец, хоть и советовался при этом с женой. Но последнее слово все-таки было за ним.

В современном обществе не растеряла своей актуальности традиция, направленная на выкуп невесты. В случае, если отец невесты соглашался выдать свою дочь замуж, между будущими родственниками начинались переговоры о размере выкупа. Размер калыма полностью зависел от материальных возможностей как семьи невесты, так и семьи жениха. Калым представлял собой крупный рогатый скот, лошадей, различную одежду, материю, деньги. Матери невесты будущие родственники дарили лисью или овечью шубку, однако могли сговориться на обычный халат.

Кроме обычного калыма существовал и малый, его также дарили молодой. Жених дарил халат, рубашку, сапожки и сундук. Во время сговора о размере калыма накрывался стол, гостей потчевали разными вкусностями. Через какое-то время, как только калым был собран, жених с презентами приезжал в дом своей будущей жены. С ним присутствовали отец и мать. У некоторых башкир существует обычай по которому подарки собираются у родни жениха по его просьбе. Делал это специальный мальчик, который верхом на лошади объезжал родню, собирал необходимые вещи и затем передавал их жениху.

За два дня до малой свадьбы

Перед религиозным бракосочетанием, когда муллой будет заключен брак, родители девушки принимают у себя гостей. Глава семьи приглашает к себе домой до двадцати гостей из числа родственников и сообщает им о приезде сватов. После того, как отец получает согласие своей родни в организации праздника, родители невесты приглашают в свой дом семью жениха. Для того, чтобы передать приглашение, в дом к жениху отправляется гонец, возвращавшийся назад с лошадью, которая позднее будет заколота.

См. также:  Деревянная свадьба сценарий на природе

Приехавшие родственники со стороны парня привозили множество подарков для своих потенциальных родственников. После ужина все ложились отдыхать, а утром начинались приготовления к свадьбе. Переодевшись, чтобы не испачкать праздничные одеяния, оба семейства резали подаренную лошадь. В обычаях башкир существует традиция во время разделывания животного устраивать шуточную потасовку.

Посещение отца жениха

Через пару дней гости уезжали из родительского дома невесты к себе. Через какое-то время в дом родителей жениха наведывались родители невесты. К этому времени для будущих родственников уже были готовы две комнаты − мужская и женская. Мать невесты привозила в дом новых родственников сундук с подарками: красивый платок, отрезы ткани, рубашку, нитки.

В послеобеденное время в женскую комнату наведывалась мужская половина родни. Кто-нибудь из женщин по просьбе будущей тещи открывала сундук, за что удостаивалась подарка. Ей доставался платок. Отрезы ткани теща предлагала купить мужчинам, находившимся в женской комнате. Нитки же доставались в подарок достаточно пожилым женщинам, которые принимая презент произносили молитвы. Хозяину же дома будущая родственница дарила рубаху, за что тот одаривал ее какой-либо домашней скотиной. После того, как будущие родственники обменялись презентами, сваты возвращались к себе домой.

Малая башкирская свадьба

Для башкир бракосочетание является гражданским обычаем. Для регистрации брака на дом приглашается мулла, который приезжает с книгой регистрации актов гражданского состояния. Он задает вопрос отцу парня, согласен ли он, чтобы присутствующая девушка стала женой его сына. После утвердительного ответа мулла задает вопрос отцу девушки, согласен ли он выдать свою дочь замуж. Услышав положительный ответ, мулла начинал зачитывать строки из Корана, после чего в книге оставлялась запись о заключении брака. Оплатой за совершенную сделку был один процент от размера выкупа (калыма).

После регистрации брака муллой, молодожен получал право свободно посещать дом своей жены. Первый визит он совершал после того, как родители девушки получали половину калыма или же после того, как родители молодых обменивались свадебными подарками.

Башкирская свадьба

После того, как калым был полностью выплачен, жених приезжал за своей возлюбленной в дом ее родителей. Тесть заблаговременно готовился к приезду своего зятя, чтобы достойно встретить нового родственника. Этот праздник у башкир называется Туй.

Предки проводили это мероприятие на улице. Для этого устанавливался большой шатер, из досок сооружались стулья и праздничные столы. Для придания торжественности их покрывали красивыми скатертями или коврами. Приглашенных на свадьбу гостей потчевали вкусными национальными блюдами. Праздник длился неделю, иногда более. Сегодня же количество дней, в течение которых отмечают вступление молодоженов в брак, сократилось. На современном этапе свадьба обычно длится два дня.

Богатые семьи предпочитают приглашать на свадебное торжество профессиональных музыкантов, устраиваются скачки, различные игры. Если выдают замуж девушку из небогатой семьи, то не считается обязательным устраивать пышное застолье. Отец невесты ограничивается скромным угощением без всяческих излишеств.

Отъезд новобрачной

Башкирская свадьба имеет свои традиции одной из которых являются проводы новобрачной. Лучшая подруга невесты вместе с другими женщинами, показывая свою печаль по поводу того, что девушка покидает родительский дом, пытаются театрально препятствовать этому.

Обряд прощания состоял в следующем. В лесной массив женщинами выносилась постель невесты и крепко завязывалась веревкой, концы которой женщины тщательно прятали. Невесту усаживали на ложе, после чего начиналась борьба за молодую между женщинами с обеих сторон.

Импровизированный спор заканчивался победой более взрослых женщин. Иногда женщины настолько достоверно играли свои роли, что разрывали друг другу одежду. Материальный ущерб в полной мере возмещал жених.

После того, как веревка была распутана, ее должен был выкупить жених. Перед отъездом в дом жениха невеста прощалась со своими подругами, родственниками. Происходило это следующем образом. Четыре девушки держали над невестой платок, а она ходила между людьми и как бы говорила «до свидания», одаривая каждую из родственниц платком, полотенцем или отрезом материи.

Во время совершения этого обряда остальные женщины демонстративно плачут. Родственницы не остаются в долгу и преподносят невесте ответные презенты: домашний скот, деньги, небольшие лоскутки материала, которые молодая прикалывает к одежде. После завершения обмена подарками, красиво наряженную невесту, усаживают на телегу и она уезжает в дом к своему возлюбленному. Девушка всячески сопротивляется до тех пор, но подарки от отца, братьев смягчают ее и она отправляется в путь.

Подруги провожали невесту на достаточном расстоянии от родительского дома, при этом они громко плакали и причитали. Новоиспеченный супруг сопровождал повозку с невестой. Как только процессия подъезжала к дому, из повозки с невестой выходила сваха и начинала расхваливать «товар». Отец жениха немного поторговавшись выкупал свою невестку.

После торжества

После первой брачной ночи наутро уже не невеста, а жена, отправляется к колодцу, чтобы набрать воды. С собой она берет ведра и коромысло, а также серебряную монетку, закрепленную к нитке. Монеткой она задабривала духа воды, бросая ее в колодец. Находившиеся рядом с девушкой ребятишки старались выловить монетку из колодца. Этот обряд был известен еще в старину и применяется в настоящее время. После его проведения невеста получала полное право открывать лицо перед своим супругом в любое время.

Одежда новобрачных

Национальный красочный костюм − играет важную роль во время свадебной церемонии. Однако не меньшего внимания удостаивается и свадебное платье невесты, которое представляет собой изделие достаточно сложное по фактуре. Жених обязательно одевает на свадьбу красный кушак, а молодая − разноцветный пояс.

Одним из обрядов башкирской свадьбы является перевоплощения молодой в супругу. Для этого свадебный головной убор заменяется на символический женский, который дает невесте право переступать порог дома своего возлюбленного.

Традиции и обычаи современной башкирской свадьбы.

Башкирская свадьба – это особое событие, которое своими корнями уходит в долговековую историю. Главной особенностью башкирской свадьбы считалось, то, что жених и невеста до момента бракосочетания друг друга не знали и не видели. Родители сами принимали решение о том, кто будет подходящей парой для их ребенка.

При этом планы в отношении свадьбы строились в то время, когда детям было всего 5–6 лет. Сам процесс происходил дома или же в мечети. Башкирская свадьба вмещает в себя множество традиций, обрядов и ритуалов, которые соблюдаются и по сегодняшний день, хотя с течением времени все же приобрели некоторые изменения.

Как проходит сватовство и помолвка

После того, как решение о выборе невесты было принято отцом, он шел к будущему тестю и договаривался с ним о предстоящей свадьбе.

Если отец девушки давал согласие, то следующий этап включал в себя переговоры о калыме. Главная роль в башкирском сватовстве принадлежит отцу жениха, поскольку именно он выбирает невесту для своего сына. Роль матери в этом вопросе второстепенна.

Отец, взяв с собой самых близких родственников, отправлялся сватать молодую девушку. Разумеется, вторая сторона уже знала о том, что к ним едут особые гости и тщательно готовилась к приезду.

Прием сватов проходит очень торжественно, на столы ставятся самые разные угощения.

Атмосфера сватовства имеет праздничный настрой, обе стороны общаются, при этом склоняя беседу к шуткам, дабы придать процессу дружественности.

К концу застолья присутствующие плавно переводят тему разговора непосредственно к главному событию, благодаря которому и состоялся приезд гостей.

Главным образом оговаривается калым (выкуп) и сам процесс свадьбы, в котором будут принимать участие старшие родственники и близкие друзья семьи невесты. В знак решения о женитьбе детей родители пили мед из одной чаши. После такой традиции родители невесты уже не могли рассматривать кого-то другого в качестве жениха для своей дочери.

Если по какой-то причине договор должен был быть разорван, отец девушки должен был платить деньги несостоявшимся сватам или расплачиваться скотом.

Подготовка к свадьбе

В подготовительный процесс к башкирской свадьбе обязательно входит выкуп невесты или, как его традиционно называют, калым. Этот обряд не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня. Сразу надо отметить, что все расходы, связанные с проведением свадьбы, ложатся на семью жениха.

Денежные затраты на калым довольно серьезны, по этой причине родители жениха начинают откладывать средства на свадьбу задолго до самого торжества. Выкуп всегда был ориентирован на финансовое благополучие обеих сторон. Плата осуществлялась не только финансами, но и скотом, одеждой и другими ценностями. Все подаренное доставалось невесте.

Отцу в подарок дарили две лошади, одну из которых нужно было зарезать и подать на свадебный стол. Мать невесты также не оставалась в стороне, ей дарилась лисья шуба. Эти подарки должны были быть подарены в обязательном порядке, невзирая на финансовое состояние семьи жениха.

Девушке обязательно дарилась ткань для пошива свадебного платья и денежные средства для приобретения украшений.

Невеста ко дню свадьбы обязательно должна была иметь приданое. В него входили вещи и предметы, которые используются в быту. При этом все планировалось заранее. Девушка самостоятельно готовила свое приданное.

Шилось, ткалось все необходимое для юрты, из которой в день свадьбы и забирали новобрачную родственники будущего супруга. Разумеется, с течением времени приданное невесты стало более обширным. В него входят золотые украшения, дорогие ткани, бытовая техника, текстиль, одежда. Перед свадьбой, уже после сватовства, родители молодой невесты посещают дом будущего жениха.

При этом мать девушки привозила с собой сундук, который вмещал в себя рубаху, платок, лоскутки ткани и нити. Кто-то из присутствующих женщин должен был открыть этот сундук и за это в подарок получить платок. Ткань продавалась мужчинам за небольшую плату. Нити безвозмездно отдавались пожилым женщинам. Рубашка становилась ценным подарком для отца жениха.

В свою очередь семья молодого парня дарила сватам какую-то скотину. На этом все разъезжались по домам.

Проведение торжества

Башкирское торжество традиционно начиналось с малой свадьбы, на которую приглашались старшие родственники, которые встречались в момент сватовства. Сам обряд проводился в доме невесты.

Обрядный процесс проводил мулла, он задавал вопрос отцу невесты, касающийся того, согласен ли он отдать свою дочь замуж. Получив положительный ответ, мулла зачитывал строки из Корана и регистрировал брак в своей метрической книге.

Только после этого процесса жених мог заходить в дом к своей невесте и называться при этом мужем. После всех проведенных обрядов и ритуалов наступало самое главное торжество – празднество Туй. Более состоятельные семьи праздновали данное событие с широким размахом, устраивали скачки, игры, угощали гостей разными национальными блюдами.

Но при отсутствии шикарного застолья все с пониманием относились к скромному празднованию и радовались свадьбе.

Веселье продолжалось на протяжении 3-х дней. После торжества Туй, девушка должна была покинуть свой дом и переехать в дом мужа.

Но по башкирским традициям этот процесс требовал особых усилий от жениха и его родни. Родственники невесты женского пола всячески препятствовали отъезду невесты, устраивая разные «проделки».

См. также:  Сценарий свадьбы зажжение семейного очага

По древнему обычаю постель девушки связывалась в узел и уносилась в лес. Связывалась она веревками, концы которой прятались под корни деревьев. Саму невесту усаживали на незастеленную кровать и после этого начиналась активная «борьба» за девушку между родственниками жениха и невесты. Несмотря на то, что этот процесс происходил довольно весело, он приносил некоторые затраты семье, поскольку портилась одежда.

Перед отъездом уже состоявшейся супруги она должна была попрощаться со своей родней.

При этом девушка заходила в каждый дом в компании четырех подруг, которые держали над ее головой платок.

Каждой своей близкой родственнице молодая жена дарила скатерть, полотенце и нити. В знак благодарности девушки одаривали деньгами. В конце этого обряда молодая невеста надевала на себя самое лучшее убранство и садилась в телегу, на которой и отправлялась в дом жениха.

По традиции процесс усаживания молодой жены в телегу должен сопровождаться сопротивлением со стороны девушки. Покорно согласиться она могла только после того, как получит подарок от отца и братьев. Перед тем, как переступить порог дома жениха, девушка должна была три раза стать на колени перед родителями мужа.

В свою очередь свекры в знак уважения и одобрения каждый раз поднимали молодую с колен. Далее следовал обмен подарками. Гости готовят поздравления на татарском языке.

После свадьбы

По традиции первое утро после дня свадьбы у молодой жены начиналось так: ей давали коромысло и ведра, чтобы она набрала из колодца воды. С собой девушке полагалось взять монетку, которая была привязана к ниточке.

В этом видео – несколько очень интересных обрядов башкирской свадьбы:

Эту монетку необходимо было кинуть в колодец в присутствии детей, которые должны пытаться достать монету из воды.

Только после этого ритуала девушка могла полностью открыть свое лицо перед своим супругом.

Башкирская свадьба традиционно являлась необычайно важным событием. Свадебные традиции играли большую роль для народа, к ним всегда проявлялось большое уважение. По настоящее время башкирская свадьба не утратила своего колорита и значимости, молодые пары по-прежнему соблюдают обычаи и передают их из поколения в поколение. Как и ранее, обряд бракосочетания проходит дома или в мечети. Сложно поспорить с тем, что для этого народа, свадьба – это не только счастье и радость одной семьи, но и важное событие для всего народа. Согласитесь с тем, что это невероятно трогательно, когда люди так относятся к обычному на первый взгляд свадебному торжеству?

Башкирская свадьба: традиции.

Башкирская свадьба в традиционном представлении — это долгий культовый обряд, строго соблюдавшийся предками. Раньше за новобрачных между собой договаривались родители. И нередко невеста и жених впервые виделись уже на праздничном торжестве.

Предварительным этапом праздника является религиозный ритуал соединения брачных уз — «Никах», совершаемый мусульманским священником муллой. Ритуал проходит в мечети, но можно пригласить священнослужителя и домой. Заключая брак, мулла делает специальную запись в метрической книге. Многоэтапный обряд по традиции проводится дома у невесты и жениха.

Свадебные традиции и обряды Башкирии

В Башкирии размышлять и строить планы свадебного торжества родители начинают еще тогда, когда их дети совсем в юном возрасте. По достижении положенного возраста, молодым людям устраивают помолвку сыргатуй. Задолго до назначенного дня праздника родственники и родители начинают скрупулезную и серьезную подготовку. Родные убирают и вычищают дом, приусадебную территорию, шьют национальные костюмы, собирают невесте приданое. Свадебный обряд башкирского народа весьма многоэтапен и включает в себя следующие моменты:

  • Одобрение родителей на свадьбу с двух сторон.
  • Обсуждение технических моментов свадьбы: подарков, калыма, угощения.
  • Религиозное бракосочетание «Никах».
  • Старинные традиционные послесвадебные ритуалы.

Сговор родителей о свадьбе детей

У башкиров главой семьи считается мужчина, отец жениха. По древним обычаям именно он принимал решение о свадьбе, и за ним оставалось последнее слово. Мать и жениха отец спрашивал лишь символически, так как перечить главе дома было не принято. Затем организовывалась встреча с отцом будущей невесты. Если сватовство принималось благосклонно, начинался, пожалуй, самый сложный момент башкирской свадьбы — обсуждение калыма. В знак глубокого уважения к новым родственникам договаривающиеся стороны пили мед и кумыс из одной чаши.

Такой Сговор считается священным, и отказ от свадьбы после него практически невозможен. Если по каким-либо серьезным причинам торжество должно отмениться, калым следует вернуть в полном объеме, а нередко и в повышенном, в качестве компенсации морального ущерба.

Переговоры о калыме

Размеры выкупа на башкирской свадьбе не лимитируются и зависят только от финансового благополучия родителей. Красивая знатная невеста может получить огромный калым в виде поголовья разнообразного скота, транспорта, дорогой посуды, украшений, ковров, изысканных тканей, денег. Весь этот скарб составляет предметы будущей жизни молодых. Исключением могут стать лошади. Одно животное по традиции должно преподносится отцу невесты в качестве благодарности за хорошее воспитание дочери. Вторая лошадь используется как часть свадебного стола, так как конина — исконная башкирская еда. Нельзя оставлять без внимания и мать невесты, как правило, ее одаривают щедрым и красивым подарком: богатой лисьей дохой или шубой.

Родители невесты также должны преподнести молодым дорогие подарки, деньги или скот. Хорошим знаком считается личный презент от жениха невесте. Это может дорогое украшение, национальный халат или сапоги. После приятных хлопот с двухсторонними подношениями даров следует небольшое застолье.

Посещение дома невесты

Перед религиозным бракосочетанием родители невесты принимают у себя семью жениха. По традиции в доме девушки собирались все будущие родственники со стороны жениха. После вручения подарков, начинались обязательные приготовления к башкирской свадьбе. Отец жениха привозил лошадь, которую следовало заколоть и приготовить. Для этого отводился второй день торжества. После знакомства и ночевки родственники всей гурьбой резали животное. Для этого нужно было облачиться в обычную одежду, чтобы не испачкать праздничный наряд. В процессе активно участвовали и женщины, помогали, придирчиво оценивали конину на жирность. Интересной и веселой традицией была шуточная потасовка будущих родичей. Родственникам жениха приходилось в шутку отбиваться от сватов.

Приезд тестя с тещей к отцу жениха

По традиции башкирской свадьбы, через несколько дней после приезда сватов, тесть и теща наносят ответный визит дружбы в дом жениха. При этом гостей размещают раздельно, каждая половина дома должна быть поделена на мужскую и женскую.

Раньше проводился еще один самобытный ритуал. Мать невесты брала в дорогу сундук с таинственным содержимым. После угощения и беседы все гости шли на женскую половину, где требовалось открыть сундук, непременно посторонней женщине. В сундуке оказывались нитки, символические лоскуты ткани, этническая рубаха. Рубашка с поклоном вручалась отцу молодого жениха, нитки передавали старшему поколению женщин. Пожилые бабушки принимали дар с определенными молитвами, чтобы сберечь его в знак долгой супружеской жизни молодых. Лоскуты служили своеобразным предметом для дополнительного сбора денег, так как сваха продавала их гостям, а деньги отдавала молодой семье. Мать невесты вручала девушке мелкую птицу — символ перелета в другое гнездо. Затем все душевно прощались и разъезжались до следующего обряда.

Малая свадьба

Так называемая малая свадьба, то есть строгий религиозный ритуал при участии муллы традиционно проводится в доме невесты. Обычно на таком обряде присутствует все старшее поколение. Приглашенный священник торжественно спрашивает новобрачного о согласии на брак. Получив утвердительный ответ, начинают возноситься мусульманские молитвы. Окончательным этапом обряда должна стать запись о заключенном браке в документе. За свои услуги мулла получает плату в размере одного процента от стоимости калыма. Священная запись дает жениху полное право видеться с новобрачной в ее доме под присмотром пожилых родственниц.

Празднество Туй

Следующий шаг планомерного праздника — праздник Туй, во время которого тесть устраивает грандиозное торжество для новых родичей у себя дома. Праздник может затянуться на несколько дней, во время которых родители невесты накрывают стол богатыми угощениями. В перерывах между застольями устраиваются состязания по национальной борьбе, скачки на лошадях, веселые игры. Если доход родителей невесты более скромный, можно вполне ограничиться праздничной трапезой.

Отъезд невесты в дом своего мужа

Отъезд мужа и жены в свое жилье — не менее интересное событие. Башкирская свадьба богата различными оригинальными традициями и забавами. Например, чтобы не расставаться с любимой подругой, девушки-родственницы, сестры устраивают молодому мужу разнообразные препятствия. Невесту могут спрятать в лесу или привязать ее постель к дереву веревкой. Вокруг девушки разворачиваются настоящие баталии, частенько сопровождающиеся порчей одежды. Но таковы древние традиции, и их уважали.

Трогательным моментом считается всеобщее прощание родственников с юной новобрачной. Женщины с плачем обнимаются с девушкой, которая обходит все дома в деревне. Раньше над головой будущей супруги был растянут платок, который несли подруги. Юная жена одаривала на прощание подружек и родственников полотенцами, платками, бусами. Родственницы давали ей деньги в дорогу и подарки на память.

На башкирской свадьбе с невестой всегда должна быть близкая родственница, которая провожает ее до будущего дома. Там женщина может устроить шуточную продажу невестки свекру и получить денежный выкуп. После обряда молодая жена была обязана встать перед новыми родителями на колени, трижды преодолевая их сопротивление. Затем следовал обмен мелкими подарками с двух сторон.

Следующий день после свадьбы

Если вспомнить самые древние обычаи, то после первой брачной ночи в новом доме, поутру, молодая жена в сопровождении родственников и детей должна была сходить по воду с коромыслом и ведрами. Набрав студеной воды, девушка бросала в воду монетку из серебра, прикрепленную к нитке. Этот обряд является поклонением древнему духу воды. Если кому-то из детей удавалось выловить ценный приз, юная жена могла открывать лик законному супругу.

Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу

Башкирская свадьба — серьезное и хлопотное мероприятие, которое требует хорошей подготовки. Отдельно стоит описать красочный национальный костюм для торжества. Башкиры любят яркие насыщенные цвета, с вышивкой тамбурным швом. Свадебное платье по своей фактуре достаточно сложное. Пышная юбка украшается атласной тесьмой разных цветов, оборками, причудливыми узорами. Поверх основного наряда набрасывается богато украшенный халат.

Во время башкирской свадьбы происходит еще один увлекательный обряд перевоплощения невесты в жену путем переодевания. Под плач и причитание с невесты снимают свадебный убор и меняют на символический женский. После этого молодая жена может переступить порог дома мужа. Свадебный убор выбирается в виде платка, как в Юго-Восточной Башкирии или в форме колпака, расшитого камнями, серебром, кораллами, бисером.

Важную роль в свадебном одеянии играют цвета. Палитра башкирской свадьбы — это алый, насыщенный синий, ярко-зеленый. Для жениха шьется красный кушак на пояс, образ невесты украшают разноцветным пояском. Раньше башкирская одежда возводилась в культ, ее месяцами расшивали и украшали, и такие элементы гардероба служили хорошими подарками. Молодая невеста перед таинством может подарить суженному рубашку, сшитую и украшенную собственноручно или национальный головной убор.

Оцените статью
Портал о свадьбе
Добавить комментарий