Пименов свадьба на завтрашней улице

Свадьба на завтрашней улице.

Ю. Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962. ГТГ, Москва

«Свадьба на завтрашней улице» — бесценное свидетельство эпохи «оттепели». Так писали об этой картине в далекие шестидесятые годы прошлого века, когда была актуальна тема строительства «светлого будущего». Однако самому художнику было важно совсем другое.

Художнику были дороги будни большого города, с его вечно куда-то спешащей толпой, потоками машин (как, например, в картине «Новая Москва»), девушками, перебегающими через дорогу, как в некоторых картинах из серии «Новая Москва», он пишет дождь, растворяющий в себе фигуры людей («Задумчивая девушка»). Его интересуют сюжеты настолько привычные, что мы просто не обращаем на них внимания, и лишь запечатленные на холсте, эти мгновения становятся по-настоящему значительными. Его город — не давящий огромный мегаполис, а любимая малая родина, в изображение которой, как в хорошее воспоминание, мы с радостью погружаемся.

Особое внимание он уделяет новым районам Москвы. С неподдельной нежностью художник наблюдает, как они рождаются и обживаются. «Я люблю эти новые кварталы больших городов; в их незаконченности, даже в неполадках живет молодая душа новизны» .

Это настроение он постарался передать в картине «Свадьба на завтрашней улице». По дощатому настилу идет пара молодоженов — невеста в белоснежном платье и легких туфлях и жених в черном костюме с букетом в руках. За ними по ухабам движется процессия, состоящая из их друзей и близких. Вдали видны трубы завода, чуть ближе — подъемные краны, машины, возвышаются белые корпуса новых домов, кое-где видны люди — не то рабочие, не то жители этой будущей улицы. Все они как будто замерли, приветствуя новую семью, движущуюся на зрителя.

Композицию картины художник строит кинематографически — отыскивает сюжетно острый кадр, акцентированно, крупным планом изображает молодую пару, за которой разворачивается панорама пейзажа. Используя перспективу, Пименов заостряет наше внимание одновременно на молодых (располагая на первом плане доски, сходящиеся у ног молодоженов), и на строящихся зданиях (при помощи перспективного сужения откосов котлована, по дну которого идет процессия).

Два ярких пятна доминируют в общем приглушенном колорите — белоснежное платье невесты и находящееся слева белое пятиэтажное здание. И то и другое можно воспринять как символ: девушка в белом — начало новой семьи, дом — начало жизни нового квартала, а может быть, даже целого города. Собственно, и сам сюжет — это метафора начала новой жизни.

Читайте также:  Ледяная свадьба анны иоанновны

В картине нет конкретной привязки к месту действия. Художник пишет абстрактную свадьбу в абстрактном пространстве стройки. Именно поэтому детали не прописаны, а лишь намечены краской. Лица молодоженов чуть больше прорисованы, а лица участников процессии — слегка намечены легкими мазками.

Картина Пименова, с ее мелкими, полупрозрачными мазками, создающими эффект как бы вибрирующей живописной поверхности, с тонким аккуратным письмом, спокойной ровностью цвета, исполнена очень тщательно. Стилистически она почти не отличается от его работ конца 40-х — начала 50-х годов. Художник обладал неповторимой способностью найти и мгновенно запечатлеть мотив, перенести его на холст точно, без случайного бытовизма и мелочных подробностей.

Пименов писал время, заставляя зрителя обратить внимание на вещи, обычно незаметные. И эта точная фиксация эпохи не была ее унылым отражением, а становилась произведением искусства. Трепетное ощущение необыкновенности обыкновенной жизни, дарящей нам новые открытия, — характерная особенность мира Юрия Пименова.

Ю. Пименов. Новая Москва. 1937. ГТГ, Москва

Биография

Юрий Иванович Пименов родился в Москве 13 (26) ноября 1903 г. С 1920 по 1925 г. он учился во ВХУТЕМАСе у таких мастеров, как С.В. Малютин, В.А. Фаворский, В.Д. Фалилеев. Был одним из учредителей ОСТа (Общества художников-станковистов).
В ранних работах заметно влияние немецкого экспрессионизма, они отличаются своей надрывно-драматической интонацией. К ним относятся «Инвалиды войны» (1926), «Даешь тяжелую индустрию!» (1927), «Солдаты переходят на сторону революции» (1932).
В 30-е годы Пименов стал писать в манере, близкой импрессионизму, создавая легкие образы-впечатления, останавливая мгновения. Например, в картине «Новая Москва» (1937) мы видим как бы остановленный кадр с прекрасной незнакомкой, ведущей свой открытый автомобиль по центру столицы.
Пименов был одним из самых значительных советских сценографов, поэтому ему замечательно удавались красочные театральные сюжеты («Актриса», 1935). Художник работал для Малого театра: к примеру, в 1941 г. он оформлял спектакль «Волки и овцы» А.Н. Островского; для Театра им. Ленинского комсомола («Сирано де Бержерак», 1943) и др.
Его наиболее известные послевоенные произведения — серия натюрмортов «Вещи каждого дня» (1959) и городских пейзажей «Новые кварталы» (1963–1967).
Пименов издал ряд очерковых книг — «Искусство», 1960; «Необыкновенность обыкновенного», 1964; «Новые кварталы», 1968.

Читайте также:  Сюрприз мужу на свадьбу от невесты

Запись на стене.

Юрий Пименов «Свадьба на завтрашней улице»

«Свадьба на завтрашней улице» замечательное, яркое, доброе произведение, принадлежащее кисти Пименова и выражающее эпоху «шестидесятых», когда люди искренне верили в стройку «светлого будущего».

Пименов – мастер запечатления коротких моментов жизни, которые случаются ежедневно и от кажущейся обыденности остаются незамеченными. Художник безумно любит Москву, не столько как город, сколько как родину. Отсюда теплота и живость в каждом изображенном сюжете.

В картине «Свадьба на завтрашней улице» прослеживается нежность и характерность художника. Сюжет похож не столько на картину, сколько на кадр пленки ушедших шестидесятых годов. Пименов нацеливает зрителя на перспективу жизни: молодожены, стройка, длинная светлая улица.

Самые заметные пятна на картине – это платье молодой невесты и новый дом. Все новое, светлое несет художник миру. Несмотря на то, что в манере письма Пименова не существует четко прописанных деталей, картина от этого не страдает. Художник настолько мастерски играет красками, акцентирует внимание на светлых теплых тонах, что сюжет видится полностью завершенным.

В «Свадьбе на завтрашней улице» фигуры абстрактные, поэтому вызывают ностальгию у молодежи шестидесятых: каждый может увидеть себя на полотне автора.

vorontsova_nvu .

Наталья Воронцова-Юрьева

Накатавшись по улицам города под радостное оборачивание прохожих на автомобильные ленты, куклы и кольца, молодожены наконец вспоминали про свадебный стол и гостей. А также про родную улицу, по которой обязательно надо было пройти на радость соседям и заскучавшим родственникам. А они уже давно были готовы ко встрече молодых!

На родимой улице новобрачных уже ждал-поджидал тот самый оркестровый дуэт из духового и ударного инструментов, что и в ЗАГСе, ну прямо точь-в-точь, – видимо, именно эти два инструмента особо любимы украинским народом ))) Что лично мне исключительно приятно, поскольку мой отец украинец.

***
Всюду виднеются надписи «Добро пожаловать!». Всюду цветы и улыбки. И даже аккордеон – кстати сказать, не такой уж и редкий гость на свадебных картинах, хотя гармони и баяны, безусловно, лидируют.

Wedding. Krynic. 1970

***
И вот они всё идут, идут… Дети, конечно, со всей деревни (района, города) сбежались, взрослые на них периодически рявкают, чтоб вперед молодых не забегали. А в кармашке у жениха, если вы заметили, уже появился платочек.

Wedding. Ljashkov A. 1976

Читайте также:  Танцевальное шоу на свадьбу

***
В районах-новостройках тоже шли, отдавая дань традиции. Ну, и гости, понятное дело, не отставали – перепрыгивая, перешагивая, чертыхаясь и радуясь.

Пименов Ю. «Свадьба на завтрашней улице»

***
Вот так тоже шли – окруженные гитарами и еще не успевшей сбежать в город молодежью. Потому что, как ни странно, это деревенская свадьба.

Ломакин. «Деревенская свадьба». 1960-е гг.

***
Свадебный шелковый путь скоро закончится, хватит гостей томить, пора за стол. Но есть в этом синем пальтишке что-то удивительное трогательное. Даже несмотря на атласные невестины перчатки в рукавах и чудовищную фату.

Marriage 69 Volnenko O.

UPD . Комментарий
simply_tatiana : На третьей картине у невесты очень характерные туфли на утолщенной подошве, с прямоугольными носами. У жениха пиджак с широченными лацканами и широкий же галстук — это очень характерные модные элементы именно середины 70-х. Опять-таки, девочка в белых плотных гольфах и с пышным бантом на макушке — характерная примета середины 70-х. До того гольфы не было так популярны, девочки носили в основном носочки, а на рубеже 70-х и 80-х хлопковые гольфы сменились эластичными нейлоновыми. В целом девочка очень напоминает тех образцовых пионерок, которые во время демонстрации дарили цветы «дорогому Леониду Ильичу».

«Деревенская свадьба» — тоже несколько характерных примет эпохи. Во-первых, коротенькие перчатки на руках невесты (немного удвительно увидеть такое в деревне). Во-вторых, у девушки на первом плане поверх платья надет т.н. «пыльник» — легкий летний плащ. К концу 60-х пыльники окончательно и бесповоротно выйдут из употребления. В-третьих, у молодого человека справа — очки в массивной черной оправе, характерная шестидесятническая стрижка и бесформенный свитер — классический стиль не то физика, не то лирика. В-четвертых, у жениха пиджак с очень высокой застежкой (сравните с женихами с других картин). Рубашка наверняка нейлоновая, тогд такие только-только вошли в моду. Невесту явно одевали по принципу «с миру по нитке», иначе вряд ли бы она к белому платью надела черные туфли.

Последняя картина вообще забавная. Видимо, от ЗАГСа (или сельсовета?) до дома не так уж далеко, иначе вряд ли бы новобрачные надели демисезонные пальто или плащи в морозный зимний день.

© Наталья Воронцова-Юрьева